1. без Библии

2. с Библией

Урок 10. Зачем нужно прощать?

Xlib.Narod.Ru

Rambler's Top100

Комментарий для учителей

Цель учителя

1. Показать, что прощение — это улица с двусторонним движением.

2. Подчеркнуть, что прощать нелегко, особенно если нанесена глубокая обида.

3. Показать, что по милости Божьей мы способны прощать.

План урока

I. Потребность в прощении ( Еф. 4:32).
А. Прощение — неотъемлемая составляющая христианской веры.
Б. Мы прощаем друг друга, потому что Христос простил нас, и нам как христианам надлежит поступать так, как Он.

II. Почему мы прощаем других людей, и как это происходит ( Мк. 11:25).
А. Мы прощаем других, чтобы освободиться от чувства гнева и ненависти.
Б. Мы прощаем других, чтобы засвидетельствовать миру о Боге, Которому мы служим.
В. Мы прощаем других, чтобы разорвать порочный круг ненависти и ожесточения.
Г. Понимание Божьего прощения и того, что произошло на Голгофе, учит нас тому, как прощать.

III. О наших врагах, гражданском праве и прощении (1 Петр. 2:13, 14).
А. Только Бог может помочь нам сменить ненависть к врагу на сочувствие к нему.
Б. Прощение не избавляет от уголовной ответственности за совершенное преступление.

Комментарий

Зачем нужно прощать?

В ходе изучения предыдущих уроков за этот квартал мы разносторонне рассмотрели роль прощения. В этом уроке мы подробно остановимся на одном вопросе, который может показаться особенно трудным для понимания: почему мы должны прощать тех, кто обидел нас?

Иногда мы, не задумываясь, бросаем: «Я прощаю тебя». Однако не так-то просто от слов перейти к делу. Когда кто-то сильно обидел нас, нашим естественным побуждением почти всегда является желание этому человеку всего самого худшего. И если у нас в сердце нет любви Христа, мы никогда не сможем по-настоящему простить этого человека.

В истинном прощении всегда как в капле воды отражается прощение Богом наших грехов. Истинное прощение предполагает «внешнюю сдержанность и вообще отказ от громких слов или „игры на публику"... привычку обходить молчанием промахи и слабости других людей, а также нанесенные ими обиды» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 212).

Истинное прощение подразумевает также неравнодушное отношение к другому человеку. Эта сторона прощения ярко прослеживается в прощении Христом Его мучителей, а также в случае изгнания торгующих из храма. Об этом эпизоде сказано, что «Христос не ставил Своей целью унизить Своих противников. Он не испытывал радости, увидев, что они оказались в затруднительном положении» (Е. Уайт. «Желание веков», с. 594). Он ясно видел вечные последствия их неправильного выбора и ошибочных действий, и это причиняло Ему страдания. Он не желал зла даже своим врагам.

Прощение Христом наших грехов приводит к «укреплению в нас надежды, стойкости, христианского характера и уверенности в том, что Бог любит нас» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 526). Служение Христа проложило «путь, и, если по нему пойдут самые грешные, самые нуждающиеся, самые презренные и угнетенные, они смогут прийти к Отцу» (Е. Уайт. «Желание веков»,с. 113).

«По-настоящему обращенного христианина никогда не покидает ощущение того, что он недостоин предстать перед святым Богом, впервые возникшее, когда он оставил свое „я" у ног Христа... [Его] единственное средство к спасению — это помнить ту пропасть, из которой он был извлечен (см. Ис. 51:1; ср. Пс. 39:3), не надеяться на себя и быть готовым изо дня в день подчинять свою волю Божьей» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 290). Таким образом, мы не в состоянии простить человека, согрешившего против нас, пока мы не будем готовы подчиняться Божьей воле каждый день своей жизни, подобно тому, как поступал Христос, живя на земле.

Когда мы узнаём о той огромной жертве, на которую пошел Христос ради прощения наших грехов, то начинаем понимать, что «сами мы обязаны всем дарованной Богом благодати» (Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», с. 250). Ничтожность наших заслуг перед Богом должна непрестанно побуждать нас делать все, что в наших силах, чтобы «эта милость [была] проявлена и к другим» (там же). Эта непомерно высокая цена, которую Христос заплатил как выкуп за нас, должна вызывать в нас самые смиренные чувства. «Прощение, которое было куплено для нас непомерно высокой ценой, достается нам даром, если не принимать во внимание то, что нужно пожертвовать своей гордостью, чтобы научиться прощать других» («Библейский комментарий АСД», т. 5, с. 348).

Прощение нами других неразрывно связано с прощением нас Богом. «Кто не прощает других, не заслуживает того, чтобы самому быть прощенным. Более того, простить такого человека означало бы оправдать его ожесточение... Только справедливые отношения с другими людьми позволяют нам надеяться на такие же отношения с Богом» (там же).

В молитве Господней сказано: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12). Если мы хотим искренно молиться этой молитвой, мы не должны ни на кого держать зла.

Дух прощения сделает жизнь приятнее для каждого из нас. Е. Уайт отмечает, что «высказанные слова доброты никогда не пропадают даром. Иисус Христос расценивает их как обращенные к Нему Самому. Непрестанно сейте семена доброты, любви, нежности, и они принесут обильные плоды» (Комментарии Е. Уайт. «Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 1118).

С другой стороны, дух ожесточения чреват разрушительными последствиями. Чарльз Стэнли объясняет, что «[дух ожесточения] —это яд, способный разрушить не только вашу жизнь, но и жизнь окружающих вас людей» (Ч. Стэнли. Из предисловия к книге «Дар прощения»). Дух ожесточения разрушителен не только для ваших взаимоотношений с человеком, которого вы упорно не желаете простить, но и для всех окружающих вас людей (см. с. 20). Кроме того, дух ожесточения вредит непосредственно тому, кто его лелеет. «Такой человек остается один на один с ощущением опустошенности, чувством внутренней неудовлетворенности» (с. 22). Затаившееся чувство гнева и озлобленности может подорвать состояние здоровья. Кроме того, дух ожесточения может привести к тому, что человек, которого вы не желаете простить, «может совершить опрометчивый поступок или грех» («Библейский комментарий АСД», т. 5, с. 837).

Дух прощения трансформируется в дух терпимости. Христианин никогда не ответит насилием на насилие. Он будет побеждать зло добром (см. Рим. 12:21) и, таким образом, собирать горящие угли на голову того, кто его обидел (см. Притч. 25:21, 22).

«Христианин никогда не станет сам защищать свои права. Он скорее стерпит обиду, чем нанесет ее другому» (Библейский комментарий АСД», т. 5, с. 339).

Тексты для исследования: Мф. 5:38—48; Еф. 4:29—32; Кол. 3:12—14; 1 Петр. 2:21—25

1. Жизнь далека от совершенства. Каждый день мы неизменно убеждаемся в этом, сталкиваясь с несправедливостью, различного рода притеснениями и даже преступлениями, над которыми мы не властны. Но мы, по крайней мере, можем соответствующим образом реагировать на то, что творится вокруг нас. Бог не вменил нам в обязанность устанавливать справедливость в этом мире, однако Он учит нас по-христиански реагировать на несправедливость. Назовите некоторые из трудноразрешимых проблем, решение которых, возможно, удалось бы приблизить, если бы люди больше проявляли христианское прощение.

2. На какие еще сферы человеческой жизни, кроме религии, прощение может оказать благотворное влияние? Прочитайте Мф. 5:43—48. Каким образом учение Христа о человеческих взаимоотношениях содействует тому, чтобы мир стал лучше? Насколько велико влияние христианского прощения на развитие человеческого общества?

3. Статистика свидетельствует, что христиане в среднем живут дольше, чем неверующие. Частично это объясняется тем, что верующего поддерживает его вторая семья — церковь. Он также верует в Божью помощь извне. А может, верующий живет дольше еще и потому, что благодаря христианскому прощению ему не приходится искать оправдания своему чувству вины или ночи напролет думать о тех обидах, которые ему причинили люди?

Простить — это еще не означает забыть. Подобно тому, как некоторые люди заранее обдумывают свои злобные планы, чудо христианского прощения состоит в том, чтобы сознательно открыть свое сердце Духу Христа, Который простил тех, кто распял Его. Невозможно забыть все муки, через которые прошел Христос, чтобы искупить нас для спасения. Так забудем ли мы свой долг перед Ним? И забудет ли Он прощение, проявленное нами по отношению к нашим обидчикам?

Личное благовествование

Кальвин так и не простил своего отца после того, как тот, на глазах у перепуганных детей (среди которых находился и Кальвин), приставил пистолет к голове их матери. Уже будучи взрослым, Кальвин узнал, что мужчина, которого он в детстве называл отцом, совсем не был его родным отцом. Кальвин так огорчился, что, во избежание встречи с отчимом, отказался приехать на похороны матери.

Как вы думаете, может ли человек оказаться потерянным для вечной жизни, если он однажды не простил своего обидчика? Что об этом говорит Библия? «Если же [вы] не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мк. 11:26). Звучит как приговор. И мы должны серьезно задуматься над этими словами, потому что без Божьего прощения наш грех останется с нами навсегда.

Что может испытывать в сердце человек, не желающий простить своего ближнего? Негодование, горечь обиды, озлобление, враждебность?.. Самым распространенным и естественным чувством в этом случае является гнев. Но если от него не избавиться, он может вылиться в любое из перечисленных выше чувств и в конечном итоге превратиться в ненависть.

Делясь с людьми вестью спасения, давайте убеждать их в необходимости прощать других. Тем более. что Бог всегда готов прийти в этом нам на помощь. Он не только дает нам Свое прощение, но и силу прощать друг друга. Тому, кто думает, что никогда не простит причиненную ему обиду, следует знать, что с Божьей помощью он может и должен простить своего обидчика. Однако окончательное решение в вопросе прощения всегда остается за нами.

От теории к практике

«В журнале „Нью-Йоркер" был опубликован комикс, в котором изображалась сцена возвращения блудного сына. Обращаясь к своему непутевому сыну, отец раздраженно говорит: „Уже в четвертый раз мы колем откормленного теленка в честь твоего возвращения!" В течение всей нашей жизни Бог не устает прощать нас» (Брюс Ларсон. «Свободные». Цитируется по книге Чарльза Свиндолла «История о запоздавшей воловьей упряжке, а также 1501 рассказ обо всем на свете», с. 214). Какие мысли возникли у вас по поводу прочитанного?

Вопросы для размышления

1. «Вечером водворяется плач, а наутро радость» ( Пс. 29:6). Что происходит в человеке, который прощает? Что происходит в человеке, который не простил? Аргументируйте свой ответ.

2. Как лучше вести себя, прощая другого и принимая прощение: чопорно и отчужденно или тепло и сердечно? Какие мысли по этому поводу можно найти в Иер.31:3 и 2 Тим. 2:24, 25?

Вопросы для закрепления

1. Для того, чтобы научиться прощать других, нужно понять процесс прощения нас самих. Таким образом, истинное прощение познается у подножия Голгофского креста. Что же на самом деле там произошло? Что делает возможным прощение любого нашего греха, каким бы страшным он ни был? Только поняв это и осознав, какую высокую цену заплатил Иисус Христос за наше прощение, мы можем научиться по-настоящему прощать других людей. Программное обеспечение компьютера рассчитано для работы на разных языках. Для этого нужно открыть «Панель инструментов» и нажать кнопку «Язык и стандарты», после чего вы можете выбрать любой из имеющихся там языков. Изменение языка автоматически повлечет за собой изменение всех систем знаков и режимов проверки: орфографии, грамматики, словарей и т. д. Однако мы можем иметь доступ только к тем языкам, которые находятся в списке языков, установленных на данном компьютере. Подобную аналогию можно провести с преобразованиями в нашей духовной жизни. Для того, чтобы иметь возможность прощать, мы должны иметь «доступ» ко Христу и иметь ум Христов. Когда впервые была создана «программа доступа»? Когда состоялась ее «установка и настройка» в вашей жизни? Когда она начала работать в режиме «ум Христов»? Какие «команды» нужно было для этого выполнить? Какие системы знаков и «режимы» вашей жизни изменились после перенастройки вашей программы на «новый ум»?

Заключение

Когда Иисус молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34), Он молился за тех, кто жестоко избивал Его, плевал в Него, отверг Его и несправедливо осудил Его на смерть. Он дал нам пример того, как надо прощать.

Следующий

Содержание за квартал

На главную страницу


Каталог христианских ресурсов - Internet 4J. Каталог-рейтинг христианских сайтов МАРАНАФА
Allbest.ru Каталог
христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz